Комментарий касательно изменений в налогообложении в 2008 году, ж. «Деловой», №12(52),декабрь 2007 г., ст.82-83, эксперт Самойлов Д.

Китайский путь

Прогнозирование и анализ возможных изменений существующей национальной и международной налоговой среды (как и любое прогнозирование) дело неблагодарное, учитывая, что до завершения года осталось еще 2 месяца.

Однако мы все-таки рискнем взять на себя весь груз ответственности и предположить, какие международные налоговые новшества могут ожидать украинских предпринимателей в 2008 году.

Особое внимание необходимо обратить на регулирование налогообложения двусторонних украинско-кипрских отношений. Учитывая тесные деловые связи, сложившееся между Украиной и Кипром (по данным Министерства экономики Украины, за первое полугодие 2007 года Кипр занимает второе место по размеру прямых инвестиций, вложенных в экономику Украины), а также коммерческую привлекательность данного государства для наших граждан – данный вопрос будет оставаться актуальным и на следующий год.

На сегодняшний день, между нашими странами действует Соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и имущества (принятое еще СССР – 29.10.1982 г.).

Вместе с тем, со стороны Кабинета Министров Украины был разработан проект нового двустороннего международного договора (Конвенции) об избежании двойного налогообложения между нашими странами. В соответствии с информацией полученной из Министерства финансов Украины, текст данной конвенции парафирован, но еще не подписан сторонами.

Текст данной Конвенции, к нашему большому сожалению, является закрытой информацией, не доступной для общественности и поэтому проанализировать его положения не представляется возможным.

При наличии положений затрудняющих или обременяющих двусторонние коммерческие отношения между Украиной и Кипром, в каждом конкретном случае эксперты будут искать новые пути осуществления отношений (даже возможно в обход Кипра).

Однако, учитывая длительность заключения и вступления в силу международного договора в соответствии с положениями Закона Украины «О международных договорах Украины» (подписание конвенции; определение процедуры вступления в силу конвенции со стороны Министерства юстиции Украины; выполнение процедуры вступления в силу конвенции) предполагаем, что на протяжении 2008 года по прежнему будет действовать существующее ныне двустороннее соглашение.

В отношении перечня оффшорных зон, утверждаемых распоряжением Кабинета Министров Украины, можно предположить изменения (как в сторону прибавления, так и в сторону удаления территорий), что в свою очередь является определенным регулятором активности по отношению к такой территории.

В частности внесение государства или части территории государства в перечень оффшорных зон создает определенные дискомфортные моменты в отношении субъектов, имеющих отношения с оффшорами, как то включение в валовые расходы предприятия только 85 % соответствующих расходов (Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий»); денежные переводы на счета в финансовых учреждениях в оффшорах подлежат обязательному финансовому мониторингу; средства, размещенные на корреспондентских счетах банков в оффшорах относятся к негативно квалифицируемым активам; кроме того, внешнеэкономическая деятельность и денежные переводы, осуществляемые в территории оффшоров или при их посредничестве подлежат тщательному анализу со стороны Госфинмониторинга.

Еще одним, заслуживающим внимания событием, является снижение ставок налога на доходы юридических лиц в Китае.

В рамках продолжающейся политики по усовершенствованию подоходного налога с юридических лиц (как резидентов, так и нерезидентов), Государственная налоговая администрация Китая объявила о введении с 1 января 2008 года новых налоговых ставок (вместо 25-30%).

Так, для следующих отраслей устанавливаются следующие ставки:

- сельское хозяйство, лесное хозяйство, животноводство, разведение рыб, рыболовство – от 3% до 10%;

- промышленное производство – от 5% до 15%;
- оптовая и розничная торговля – от 4% до 15%;
- транспорт – от 7% до 15%;
- строительство – от 8% до 20%;
- общественное питание – от 8% до 25%;
- увеселительные услуги – от 15% до 30 %;
- операции с недвижимостью – от 10% до 20%;
- иные отрасли – от 10% до 30%.

При этом региональные государственные органы будут наделены правом, в каждом конкретном случае, устанавливать ставку налога, в рамках вышеназванных ставок. По заключениям экспертов предполагается, что ставки налога будут выше в западных регионах Китая (более развитых).

На сегодняшний день между Украиной и Китаем заключено межправительственное Соглашение об избежание двойного налогообложения и предотвращения налоговых уклонений в отношении налогов на доходы и имущество от 04.12.1995, где статья 7 предусматривает, что прибыль предприятия одного Договорного Государства (Украины) облагается налогом только в данном государстве, за исключением случаев, когда предприятие осуществляет деятельность в другом Договорном Государстве (Китае) через размещенное там постоянное представительство.

Учитывая огромные темпы роста китайской экономики и привлекательность рынка слаборазвитых (восточных) регионов Китая для украинских товаров, предполагаем увеличение коммерческих отношений между нашими странами путем создания постоянных представительств украинских компаний на территории Китая.

Вместе с тем, возможно увеличение количества финансовых схем Украина – Китай – Гонконг, учитывая, что в письме Государственной налоговой администрации Украины от 23.03.2005 г. №5198/7/12-0117 разъясняется, что действие украинско-китайского договора об избежании двойного налогообложения не распространяется на Гонконг, а между Китаем и Гонконгом существует соответствующий международный договор об избежании двойного налогообложения.

О компании

Услуги

Новости

Семинары и конференции
Пресс-центр

Все  об  оффшорах
     
     
 
 
Архив статей


Для СМИ











 
Телефоны для связи:
Тел. : +380 44 496 06 03
факс.: +380 44 289 20 15
Skype tax_div
office@auroracons.com  
  © Аврора Консалтинг 2008
Все права защищены.
Сделано на студии:  

Управление активами, фонды