Дмитрий Самойлов,адвокат,начальник Международно-правового отдела
«Аврора Консалтинг».
Рассматривая вопрос децентрализации Бюджета Украины и ее практической реализации необходимо обратить внимание на следующие моменты.
На наш взгляд, причиной отказа (и практической нецелесообразности) осуществления децентрализации Бюджета Украины на сегодняшний день является различные уровни экономического развития административно-территориальных единиц Украины.
Кроме этого, одним из потенциальных рисков предоставления региональным органам власти полномочий по частичному расходованию бюджетных средств является несовершенство украинской системы административного управления.
При этом для принятия решения о предоставлении финансовых полномочий регионам и соответственно урезания полномочий центральных органов власти – необходимо обладать определенной политической волей и четким видением построения финансовых бюджетных отношений между центом и регионами.
Перед непосредственным введением мер по децентрализации Бюджета Украины необходимо осуществить ряд подготовительных мероприятий.
В частности, для выравнивания потенциала и экономических возможностей отдельных регионов имеет смысл применять сформировавшуюся международную практику касательно территориального развития:
- применение налоговых льгот для новых предприятий, учрежденных на территории данного региона путем снижения ставки корпоративного налога на прибыль (например, в размере 10% - как во многих странах, заинтересованных в привлечении инвестиций – Кипр, Сербия, Черногория, Швейцария) или предоставление налоговых каникул (отсрочка от уплаты налога на прибыль) при условии инвестирования денежных средств в определенном размере на территорию региона и /или создание определенного количества рабочих мест;
- предоставление налоговых льгот в отношении НДС и таможенных пошлин касательно инвестиций на территорию региона;
- иные меры государственного стимулирования регионального развития и привлечения инвестиций.
К числу преимуществ децентрализации бюджета можно отнести следующие аспекты:
- возможность реального использования части поступлений в региональный бюджет на реальные нужды административной единицы;
- реальная заинтересованность местных региональных властей в финансовых поступлениях по принципу «чем больше поступление – тем больше расходование»;
- возможность привлечения инвестиций и развития экономики региона за счет средств налогового и финансового стимулирования.
К числу недостатков данной системы можно отнести сложность определения соотношения расходуемых средств к поступившим средствам в отношении каждого региона, а также установление эффективного контроля над финансовыми операциями.
|