Статья специалиста компании

На сегодняшний день, нормы международного права (включая нормы действующего национального права отдельных государств) как правило, не закрепляют точного юридического понятия «оффшор, оффшорная зона».


Однако, законодательство отдельных стран (Армения, Бельгия, Испания, Италия, Норвегия, Россия, Украина и др.) предусматривает отнесение отдельных стран и юрисдикций к Перечню оффшорных, низконалоговых стран (tax heaven).


При этом, юрисдикции, находящиеся в соответствующем перечне одного государства совсем не обязательно содержатся в соответствующем перечне других стран, т.е такие оффшорные юрисдикции варьируются в зависимости от национальной политики каждого государства и унифицированного перечня не существует.


При этом правовые последствия, порождаемые внесением юрисдикций в такие списки, различаются в каждом конкретном государстве в зависимости от национального права такого государства.

В большинстве случаев, такие списки используются для следующих целей:
- ограничение предоставления местным резидентам налоговых льгот, связанных с уплатой корпоративного налога на прибыль касательно определенных платежей (дивидендов, процентов, роялти), полученных из никоналоговой юрисдикции;
- ограничение предоставления налоговых льгот, связанных с корпоративным налогом на репатриацию (налог на доход у источника) при перечислении платежей на территорию низконалоговой юрисдикции, при условии, что местное налоговое законодательство предусматривает освобождение нерезидентов от такого налога;
- ограничение отнесения местным резидентом определенного вида расходов, понесенных в отношении лиц, зарегистрированных на территории таких низконалоговых юрисдикций на собственные валовые расходы;
- ужесточение принципов трансфертного ценообразования и принципов тонкой капитализации при осуществлении коммерческих и финансовых операций с лицами, зарегистрированными на территории таких низконалоговых юрисдикций;
- мониторинг операций, осуществляемых с лицами, зарегистрированными на территории таких низконалоговых юрисдикций;
- необходимость открытия деталей осуществляемых коммерческих операций и максимальное информирование компетентных органов о таких сделках.

Например, Перечень оффшорных зон, утвержденных распоряжением Кабинета Министров Украины от 24.02.2003 №77-р, а также Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» предусматривает, что если резидент Украины осуществляет оплату товара, работ, услуг в пользу нерезидента Украины, который имеет оффшорный статус – в таком случае такой резидент Украины имеет право отнести на свои валовые расходы только 85% реально понесенных расходов.
При этом, такие операции могут отслеживаться (осуществляется мониторинг) со стороны Национального банка Украины, Госфинмониторнига, иногда СБУ.

Так что же все таки понимается под оффшором /оффшорной территорий /оффшорной юрисдикцией?
Международные налоговые эксперты сходятся в следующем:

Оффшор – (в узком смысле) территория, где местным законодательством предусмотрено льготное налогообложение или его полное отсутствие, как для всех юридических лиц, так и для компаний особой организационно-правовой формы.


В широком смысле – оффшорная юрисдикция – любая территория, где возможно законное снижение (уменьшение) налоговых обязательств потенциального налогоплательщика, а также облегчение и упрощение его налогового администрирования (уплаты налогов и соответствующей отчетности).

На территории одного суверенного государства может существовать несколько оффшорных территорий – например, Объединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии включает в себя о. Мен, о. Гернси, где корпоративный налог на прибыль, по общему правилу составляет 0%.

В практике международного налогового планирования различают классические оффшорные зоны, которые характеризуются следующими показателям:

 

При сотрудничестве с оффшорными юрисдикциями, необходимо иметь в виду, что на сегодняшний день ни одно государство не запрещает осуществлять операции с такими территориями и лицами, зарегистрированными на таких территориях (такие полномочия имеются только у Совета Безопасности ООН путем наложения соответствующего моратория).


В свете Эры Глобализации и отказа от Протекционизма (пускай и в свете деклараций) операции с оффшорными структурами являются вполне законным явлением, хоть и порождает иногда налоговые, финансовые и иные неудобства, хотя в некоторых случаях такие неудобства перекрываются теми преимуществами, которые дает такое сотрудничество.


Касательно имиджа оффшорных территорий, многие такие юрисдикции на сегодняшний день всевозможными международными способами активно (и результативно) устраняют свое положения как центров по отмыванию «черного нала» и очень активно сотрудничают с соответствующими международными органами и организациями, при том, что налоговые ставки там остаются на прежнем низком уровне.

Дмитрий Самойлов, адвокат, начальник Международно-правового отдела «Аврора Консалтинг».
 

О компании

Услуги

Новости

Семинары и конференции
Пресс-центр

Все  об  оффшорах
     
     
 
 
Архив статей


Для СМИ











 
Телефоны для связи:
Тел. : +380 44 496 06 03
факс.: +380 44 289 20 15
Skype tax_div
office@auroracons.com  
  © Аврора Консалтинг 2008
Все права защищены.
Сделано на студии:  

Управление активами, фонды